
🔥 Портрет живой легенды на экране — задача почти невыполнимая. Как уместить десятилетия титанического труда, безграничную эрудицию и харизму, которая заставляет слушать, открыв рот? 🔥 Фильм Андрея Натоцинского “Наум. Предчувствия” не пытается объять необъятное. Вместо этого он предлагает медитативную прогулку рядом с Наумом Ихильевичем Клейманом — человеком-эпохой, без которого немыслимо отечественное кино и киноведение. Это не бронзовый монумент, а искренний и теплый диалог.
Некинематографичное детство кинематографиста
🎥 Помните свои детские фантазии? Маленький Наум всерьез считал восходящее солнце разгорающимся огнем! Поразительно кинематографичное видение мира, правда? Эта искра, разгоревшаяся в ребенке, превратилась в неугасимый пожар страсти к кинематографу. Фильм ловко, почти по-новому волновому, прыгает по вехам его пути. Вот юноша на поливочной машине (!) добирается до ВГИКа в первый московский день — кадр, достойный поэтичной новеллы! А годы спустя — люди выходят на площадь, защищая Музей кино под его руководством. “Без Клеймана и Трюффо мы пропадем!” — кричали они. И были правы.
Режиссерский дебют длиною в жизнь
🎬 Андрей Натоцинский — фигура не случайная. Короткометражки о майнинге в Абхазии (“Край ночи”) или о Дне Победы, сценарии (мини-сериал “Гараж”), даже актерский опыт (“Теснота” Балагова) — всё это словно ступеньки к главной пока встрече. Встрече с Мэтром. Его выбор нелинейного повествования — не формальный эксперимент. Это способ ухватить самую суть, самые яркие вспышки памяти и мысли Клеймана, будь то одесское детство или баталии за сохранение культурного наследия. Час десять экранного времени? Да, скромно. Но гениальная краткость! Этого хватает, чтобы ощутить масштаб личности, которая десятилетиями была и остается маяком для всех, кто любит кино. И не только кино! Клейман — это целая вселенная искусствоведения.
Визуальная симфония в миноре
👓 “Предчувствия” — документалистика высшей пробы. Здесь нет навязчивых интервью, закадрового диктора, пытающегося объяснить “великость”. Фильм доверяет своему герою и зрителю. Слушать Клеймана — чистое удовольствие. Его речь — эталон ясности и глубины. А визуальный ряд? Изысканный, продуманный до мелочей. Не зря монтаж и звук шлифовались в нескольких версиях! Камера рисует пространство Клеймана именно таким, каким его подсознательно ждешь: кабинет с книгами, тихие улицы Петербурга, зал филармонии. Интеллигентным. Погруженным в мысль. Умиротворенным, несмотря на бурную историю борьбы, которую эта жизнь в себе несет.
Слезы без повода или гениальная манипуляция?
😢 Вот он, парадокс! Картина временами ощутимо монументальна. Слезы наворачиваются на глаза, хотя, казалось бы, прямого повода нет. Манипуляция? Возможно. Но какая искусная! Этот пафос, странноватый для здравствующего героя (слава Богу!), работает на важную мысль. Он подчеркивает то самое вечное сопротивление, что сопровождало Клеймана. Помните: “В кино без связей не пробиться”? Потом — борьба с системой, не желавшей “чуждого” влияния зарубежного киноискусства. Апофеозом стала трагикомедия с Музеем Кино. Выселение с Красной Пресни в 2005-м! 😠 А потом, в 2014-м, циничное предложение Минкульта: “Построим новое здание, но… смените Клеймана на нашего человека”. Чистейшей воды попытка приручить, взять под контроль последний островок независимой кино-мысли. Для многих этот музей под руководством Наума Ихильевича был не складом пыльных пленок, а храмом свободы и доверия в культуре.
Уроки живучести от мэтра
📚 И вот он, главный контраст! Торжественный фон фильма — и предельно земной, человечный, остроумный герой. В простых бытовых сценках — вся его грандиозность. Кто вывел наследие Эйзенштейна в XXI век, сделав его живым и актуальным? Клейман. Кто открыл русскому зрителю Франсуа Трюффо и новую волну? Он. Фильм ненавязчиво дает урок: вот как надо мыслить. Вот как надо говорить. Вот как надо быть в профессии — страстно, преданно, не теряя человечности. Учитесь!
💫 А сам Наум Ихильевич в 87? Он пышет любознательностью и энергией! Симбиоз молодого режиссера Натоцинского и мэтра — магичен. Он вселяет надежду: до таких вершин можно дотянуться. История Клеймана — это манифест невозможного. Он доказал: даже в самые неподходящие времена, с минимумом ресурсов, можно зажечь такой огонь, что его свет увидят все. Его работа с наследием, кинообразованием, сам способ разговора о кино — это искра. 💫 Искра, от которой загораются другие. Как считает редакция сайта cheek-look.ru, это главное послание фильма. Смотришь и веришь: дело его жизни — вечно.