
В конце 2023 года российский кинематограф всколыхнул феноменальный успех сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте» режиссера Жоры Крыжовникова. Картина, рассказывающая о молодежных бандах Казани конца 80-х, не только завоевала любовь зрителей, но и получила престижную кинопремию «Белый слон» как лучший сериал года. Однако мало кто знает, что у Крыжовникова был еще более амбициозный проект, который, к сожалению, так и не увидел свет. Речь идет о смелой адаптации классического романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», действие которой должно было разворачиваться в хаосе и нищете России 1990-х годов.
Классика в новом формате: Достоевский и лихие 90-е
Представьте себе Родиона Раскольникова, бродящего по улицам Москвы 1992 года, где царит безработица, криминал и отчаяние. Именно такую картину задумал Жора Крыжовников, решив перенести действие романа Достоевского в эпоху, которая, по его мнению, максимально близка к реалиям XIX века. Режиссер подчеркивает, что 90-е годы — это время, когда люди, как и герои Достоевского, сталкивались с крайней нищетой, моральным упадком и борьбой за выживание.
«Мы перенесли действие в единственный период времени, который конгруэнтен эпохе, когда был написан роман Достоевского. Это сопоставимые нищета, безумие, полная потеря понимания того, как выжить», — объясняет Крыжовников.
Почему именно 90-е?
Крыжовников акцентирует внимание на том, что современность не подходит для адаптации романа. В отличие от 90-х, сегодня у людей есть возможность найти работу, купить еду и выжить. В 1992 году ситуация была иной: студенты, как и Раскольников, часто оказывались на грани отчаяния, не имея средств даже на базовые потребности.
«Я знаю проект, где действие перенесено в наши дни, — говорит режиссер, — но если у тебя есть возможность устроиться на работу и купить еду, это совсем не то же самое, чем положение студента в 1992-м, когда еды или не было, или она стоила космических денег».
Масштабный проект, который не состоялся
Сценарий «Преступления и наказания 1992» был готов еще до съемок «Слова пацана». Однако проект оказался слишком дорогим для реализации. Крыжовников планировал воссоздать Сенную площадь образца 1992 года, что требовало огромных финансовых вложений.
«Амбиция, заложенная в сценарии, предполагала строительство Сенной площади образца 1992 года. И мы даже нашли место, где ее можно построить», — делится режиссер.
В 2021 году, на волне сериального бума в России, казалось, что проект получит финансирование. Однако внешние обстоятельства, связанные с общественно-политической ситуацией, поставили крест на этих планах.
Будущее проекта: надежда есть?
Несмотря на то что проект был заморожен, Крыжовников не теряет надежды на его реализацию. «Сценарий написан, я от него не отказался. Он уже существует на бумаге, в некотором смысле он уже сделан. Так что для себя я уже снял “Преступление и наказание 1992”. Может быть, когда-нибудь я сниму его и для зрителя», — говорит режиссер.
Мнение: почему этот проект важен?
История о неснятом шедевре Крыжовникова напоминает о том, что не все гениальные идеи находят воплощение. Однако это не делает их менее ценными. Адаптация «Преступления и наказания» в сеттинге 90-х могла бы стать уникальным взглядом на классику, соединив вечные вопросы нравственности и искупления с реалиями одного из самых сложных периодов в истории России.
Крыжовников уже доказал, что умеет погружать зрителя в атмосферу ушедшей эпохи, как это было в «Слове пацана». Неужели история о Раскольникове, рассказанная на фоне лихих 90-х, не нашла бы отклика у зрителей?