Как реагировать на критику на примере Стива Джобса

Вы наверняка согласитесь с утверждением, что с некоторыми людьми, особенно в интернете, вести конструктивный диалог не представляется возможным. Чтобы не опускаться на коленки и не начать «рычать, гавкать и брызгать слюной» в ответ, попробуйте воспользоваться этими рекомендациями. Едва ли малозначимый для вас человек или очередной аноним стоит ваших переживаний. 

Советы актуальны больше для выступлений на публике и презентации своих проектов, однако некоторые из них вполне сгодятся для повседневной жизни и общения в интернете.

Старайтесь предугадывать возможную критику

Если вы собираетесь выступить с речью или просто высказать неоднозначное мнение, подумайте, с какими утверждениями или фразами могут не согласиться ваши слушатели. Быть может, вас уже за что-то критиковали ранее, и вы не смогли найти достойного ответа. Заблаговременно обдумайте, как не теряя лица, ответить на неприятные слова. Имея в запасе заготовленную фразу, вам будет проще отреагировать на грубую критику, не дав оппоненту потопить вас, используя ваш же неудачный ответ.

Не отвечайте сразу

Постарайтесь сдержать первый порыв своего праведного гнева и не отвечать на грубую критику мгновенно. Сделайте какое-нибудь постороннее действие, чтобы дать себе необходимую паузу для сбора мыслей и подбора нужных слов. Например, налейте себе водички.

Начните ответ с дружелюбной фразы

Стив Джобс отреагировал на критику в ходе презентации первого iphone от Apple в 2007 году, начав с фразы:

«Когда стараешься что-то изменить, одной из самых тяжёлых преград состоит в том, что те люди, как озвучившие этот вопрос, в чём-то действительно правы».

Джобс отреагировал достаточно мягко, поначалу даже создаётся впечатление, что он соглашается с критикой, хотя потом становится ясно, что это совершенно не так. Поэтому всегда старайтесь начать свой ответ дружелюбно или нейтрально, даже если вы категорически не согласны с точкой зрения оппонента.

Перефразируйте вопрос так, чтобы вы хотели на него ответить

Несмотря на то, что Джобса спросили об определённом языке программирования и о его личной жизни, он не стал отвечать именно на него. Он всё уклончиво перефразировал и дал ответ на общий вопрос: «Были ли совершены какие-то ошибки в ходе перестановок внутри компании и от кого в технологических компаниях на самом деле зависит окончательный итог: от клиентов или разработчиков?»

Это излюбленный тактический приём политиков, который не даёт осечек.

Признавая ошибки, поддерживаете свою команду

Вам необходимо стать своим самым ярым фанатом. Особенно это важно в период становления, когда вы можете положиться только на себя и своих единомышленников. Не стесняйтесь признавать допущенные ошибки. Делитесь тем, что вам этот опыт дал и чему научил, однако после обязательно расскажите про то, как много вы и ваша команда трудитесь и почему вы достойны похвалы и поддержки.

Многие люди умеют ценить чужой тяжкий труд, зная об этом не понаслышке, поэтому, отметив это, вы расположите к себе общественность.

К примеру, Стив Джобс завершил своё выступление так: «Мы отыщем ошибки и всё поправим. Но сейчас очень важно оказать поддержку команде разработчиков, которая пребывает на крайне важном для себя этапе и трудиться без устали».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *