Почему песни «заедают» в голове?
С большой долей вероятности, у многих из нас, единожды услышанная песня приставала на денёк другой настолько, что невозможно было от неё избавиться.
Вы то и дело обнаруживаете себя за насвистыванием или напеванием мотивчика, который, словно на повторе, крутится в голове? Вот вы вроде отвлеклись, начали заниматься своими делами, забыли про песенку…как вдруг уже изрядно надоевший мотив опять овладевает сознанием. Было такое? А вам никогда не хотелось узнать, почему это происходит?
Подобные навязчивые мелодии получили даже своё определение – «непроизвольные музыкальные образы», что неплохо звучит в отличии от другого менее приятного названия — «ушные черви». Учёные всерьёз занимались этим вопросом и долгое время не могли разобраться в феномене прилипчивых мотивов. В 2010 году появилось научное обоснование, которое гласило: чем сильнее пытаешься избавиться от засевшей в голове песни, тем больше она оседает в сознании. Это происходило от постоянной концентрации на мелодии, так что закрепление «ушного червя» вполне логичное явление.
Келли Якубовски (сотрудник Даремского университета), разбираясь в данном вопросе обнаружила, что почти все музыкальные композиции, вызывающие «непроизвольные музыкальные образы», схожи друг с другом по своей концепции и структуре: обычно, это известные песни, в которых имеются повторяющиеся части бита и ноты, сам же мотив прост ровно настолько, чтоб его легко можно было запомнить.
В ходе другого исследования, которое проходило в 2012 году, 90% добровольцев заявили, что примерно раз в неделю замечают, как начинают напевать очередную засевшую в голове мелодию. Более того, в рамках этого изыскания удалось обнаружить важную деталь: на «заедание» мотива напрямую влияет музыкальный рисунок – длинные ноты и малые интервалы удваивали вероятность того, что человек возьмётся напевать мелодию.
Келли Якубовски продолжила свои исследования, начав целую серию добровольных опросов с 2010 по 2013 год, с целью понять, какие мелодии чаще других «заедали» у людей. После чего она сделала масштабное сравнение этих мотивов с похожими, которые считались не такими навязчивыми. Выяснилось, что у прилипчивых композиций ритмы были быстрее и чаще стартовали со стремительного подъема или «сильной доли», после чего шёл спад.
Всё вышеизложенное отвечает на вопрос, какие песни оседают в голове, но совершенно не приблизило нас к разгадке, отчего это происходит. В 2005 было проведено исследование, в ходе которого людям включали популярную композицию, но не давали дослушать до конца, обрывая примерно на середине припева. В этот момент мобилизовалась слуховая кора головного мозга, желавшая как бы «допеть» припев. Такой отклик вызывал «сохранение» мелодии на подкорку и «воспроизведение» его при повторном прослушивании той же или аналогичной песни. Подобный «обрыв» сильно походит на «сильную долю» по своей сути, которую и «уличила» в «заедании» определённых мотивчиков Келли Якубовски.